Немного Истории города Истра

Когда в этих местах впервые поселились люди, специалистами еще не установлено. Известно, однако, что в пределах нынешней территории Московской области древнейшие люди обитали уже 25 тысяч лет тому назад. С конца 4 до середины 2 тысячелетия до н.э. в лесной полосе европейской части страны жили представители так называемой ямочно-гребенчатой культуры. Это были племена охотников и рыболовов, селившиеся, как правило, по берегам рек и озер. Жили они в небольших, круглых в плане и углубленных в землю жилищах. На местах их стоянок при раскопках обнаружены каменные и костяные орудия, керамика, украшения. Позже здесь прошли миграционные волны различных народов: европеоидов и монголоидов – представителей больших, основных рас человечества, а также балты, заселявшие в первом тысячелетии н.э. территорию от Юго-Западной Прибалтики до Верхнего Приднепровья и бассейна Оки. Около трех тысяч лет тому назад на берегах р. Истры появились племена Меря и Весь.

На протяжении многих веков, в результате взаимовлияния культур этих народов, постепенно складывалась местная дословянская культура. Славяне Вятичи начали появляться здесь полторы тысячи лет тому назад из среднего Приднепровья. Также, постепенно, на протяжении нескольких тысячелетий складывались этнические корни тех, кто издавна жил на Истриской земле. Истринская земля в XVI – XVII вв. Об истории нашего края до середины 16 в. Можно судить по духовным грамотам (завещаниям) великих князей, разрозненным актам дворянского и монастырского землевладения и по очень ценной и подробной разъезжей (межевой) грамоте Ивана III. (1504 г.) В завещании Ивана Калиты, которое прежние исследователи относили к 1328 г., а сейчас принято датировать примерно 1339 г., уже встречаются такие названия, как Сурожик, Мушкова Гора, Бели, с. Луциньское (позже Лучинское), Тростна, Нигуча и Скирминовское. В духовной грамоте царя Ивана VI Грозного (1572) также указываются Сурожик и Лучинское, которые должны были перейти к его старшему сыну.

В XV-XVI вв. край был уже в значительной степени обжит. Везде находились мелкие деревушки; они встречались даже там, где сейчас шумят обширные леса. Так, множество деревень существовало на севере Деньковского округа, не мало селений отмечено и на пространстве между д. Кострово и территорией Одинцовского района. Под новую деревню рубился лес и выжигался подлесок, золой удобрялась скудная здесь почва. После оскудения земли урожаем, очередного морового поветрия и других бедствий, деревня исчезала, превращалась в пустошь. В большинстве пашня и сенокосы на пустоше продолжали обрабатываться, за нею сохранялся владелец. И лишь относительно небольшая часть пустошей превращалась в «порозжие» земли, которыми не владел никто.

Замысел патриарха

Как свидетельствуют акты Иверского Свято Озерского Монастыря, 3 ноября 1655 г. Для Иверского Монастыря Патриархом Никоном куплена у Романа Боборыкина «в Московском уезде, в Горетове, да в Сурожском Стане, село Воскресенское, что была деревня Саватово, на речке, на Песочне, да пустая деревня Мокрушино, на той же речке Песочне, на большой на Волотской дороге, да деревня Котельниково, что на речке на Истре, да деревня Рычково, а Кречково тож, с пустошми». 3 июня 1656 г. Была оформлена купчая грамота на покупку с. Воскресенского.

Покупка этой вотчины, с. Воскресенского, послужила началом основания Воскресенского Ново-Иерусалимского Монастыря. Место, выбранное для обители, представляла собой, полукруглый, полуостров, огибаемый, течением р. Истры, а посреди этой дуги располагалась довольно правильная возвышенность полукруглого вида, покрытая густым лесом, ограниченная с севера высоким и крутым берегом, с запада и юга скатами, а с востока пригорком. Первоначальное место для монастыря было очищено от леса; южная покатость возвышенности была сравнена с природным северным берегом, для чего вокруг полуострова западной и южной стороны ископали речку (названную Золотушкой) и полученную землю возили на полуостров для выравнивания верхней его площади. К осени следующего 1657 г. монастырь практически был возведен: собиралась братия, кельи и монастырские службы поставлены, построена деревянная церковь Воскресения Христова и освящена в присутствии Государя с синклитом.

В течение лета 1658 г. в 150ти саженях от монастыря, на берегу р. Истры был построен скит, или отходная пустынь, одна из первых каменных построек Нового Иерусалима, представлявшая собой небольшой четырхстолпный храм Богоявления Господня и примыкавшие с запада двухэтажные палаты с парадным крыльцом на второй этаж. За одной лето 1665 года вокруг строившегося собора был возведен деревянный «город» с восемью башнями, четырьмя воротами, брусяной церковью «на градской стене» во имя Трех Святителей. Эти же мастера построили кельи для Патриарха, больничные, вырыли пруд.

Перед Святыми Вратами поставили гостиницу для приезжих, конюшенный двор, сушила. Замысел Патриарха Никона о Новом Иерусалиме не удалось осуществить во всей полноте. По мере устроения Воскресенского монастыря соотнесение Российской Палестины с первообразом становятся все более условно-символическим. В XIX в. мы уже не видим топографического соответствия окрестностей монастыря с первообразом. С. Никулино именуется с. Скудельничим; березовая роща к юго-западу от обители – Урииным садом, а к северо-западу Гефсиманским садом; ручей, обтекающий монастырский холм, - потоком Кердон, дуб на его берегу – Мамврийским; овраг с северо-западной стороны – Иосафатовой долиной, а с восточной – Юделью плача; источники на северо-западном и северном склоне монастырского холма получили соответственно названия Силоамская купель и кладезь Самарянки; роща в двух верстах от монастыря именовалась Рамской; сохранились названия, данные Патриархом, - Иордан, Фавор, Елеон. Возникновение города. Воскресенск до середины XIX в.

К 1764 г. монастырю принадлежали многие селения в его окрестностях: Вознесенское (бывшая д. Котельниково), Рычково, Никулино, Андреевское, Небогатково, Троицкое, Санниково, Буньково, Котерево и др. В этом году произошла секуляризация монастырских земель, жители селений перешли в категорию экономических крестьян, которые обладали относительной личной свободой, в частности, в выборе характера занятий. В 1787 г. во время территориально-административной реформы с. Вознесенское было преобразовано в г. Воскресенск. Решение о преобразовании села в город пришло не сразу. Имелись в виду и другие варианты образования в этом месте нового уезда и его центра. Так, в Российском государственном военно-историческом архиве имеется карта конца XVIII в., на которой показан «Вновь назначенный уезд» с центром не в Воскресенске, а в с. Еремееве. В то время Еремеево было крупным селом и вместе с с-цом Алексином и д. Подпорино, Лисавино, Адуевцево принадлежало Коллегии Экономии.

В целом, в этой бывшей вотчине Вознесенского Московского девичьего монастыря в 80-е гг.XVIII в. Числилось 119 крестьянских дворов и проживало 915 человек. Село находилось на равном удалении от двух трактов – из Москвы в Волоколамск и из Москвы в Клин. Новый уезд планировалось составить «из частей Московского, Рузского, Дмитровского и Звенигородского уездов» . Но, вероятно, решение в пользу Воскресенска было сделано в связи с тем, что по численности населения он в два раза превосходил Еремеево и через него непосредственно проходило несколько важнейших дорог – на Москву, Волоколамск, Клин и Звенигород. При этом сыграло роль и то, что на территории Воскресенска находился Ново-Иерусалимский монастырь, который был не только крупным центром православия, но и крепостью. Наконец, будущий город располагался при слиянии различных рек и речек, в то время как Еремеево находится в верховьях мелких ручьев, что могло создать трудности с питьевой водой.

Был учрежден герб г. Воскресенска: в его верхней части – герб Москвы (Георгий Победоносец, поражающий крылатого дракона), в нижней – «золотое солнце в голубом поле, яко принятый всеобщий знак, означающий имя сего города». Сияющее солнце с человеческим лицом и многочисленными отходящими от него радиальным лучами, раскрывало суть названия «Воскресенск», как города возрождения, воскрешения. Воскресенск стал центром Воскресенского уезда, на территории которого находились 138 государственных и 364 помещичьих сел и деревень. На главной площади, которая имела овальную, точнее, восьмиугольную форму, размещались: в центре – часовня, присутственные места, дома городничего, казначея и уездного землемера, полиция, почта. Рядом с площадью находились «постоялые домы», для приезжих купцов и богомольцев. В южной и отчасти в центральной части города находились скотобойни и мясные ряды, пивоварни, хлебные ряды и молочные лавки, площадь для продажи сена и дров, кузнецы и конюшенный двор. Число жителей г. Воскресенска в 1787 г. достигло 1008 человек. Из 135 домов города 70 принадлежали мещанам, 27 церковнослужителям, 20 купцам, 11 разночинцам и 7 дворянам. Среди городских сословий основную массу составляли мещане, служители монастыря, местной церкви и купцы. Представители последнего сословия из-за отсутствия сколько-нибудь крупных капиталов смыкались, по существу, с сословием мещан. В городе имелись 10 лавок, 9 кузниц и питейный дом. Для богомольцев были построены: гостиный дом, два деревянных флигеля, а внутри монастыря – гостиница и странноприимный дом. Жители города занимались, в основном, земледелием, мелкой торговлей и «мастерствами» – печным, кузнечным, гончарным, штукатурным и живописным. Часть из них прирабатывала тем, что содержала для приезжих богомольцев постоялые дворы. В Воскресенске работали две гончарные мастерские и один кирпичный завод. Воскресенск в XIX – начале XX вв.

В 1805 г. тщанием горожан в Воскресенске была построена новая каменная Вознесенская церковь взамен ветхой деревянной, построенной еще при Патриархе Никоне. В 1812 г. произошло вторжение наполеоновских войск, но горожане, создав отряды самообороны, воспрепятствовали французским мародерам проникнуть в город. Статус города почти не изменил внутреннего уклада жизни Воскресенска. На протяжении конца XVIII – середины XIX вв. его жители занимались земледелием, огородничеством, хлебной торговлей и ремеслами. С начала XIX в. ремесленничество стало приходить в упадок, поскольку основные работы по строительству монастыря завершились. К 1849 г. в городе было 27 ремесленников-мастеров и 13 подмастерьев, в 1855 г. осталось 16 ремесленников. Изменились и виды ремесел, теперь они были связаны с потребностями жителей города. Стали преобладать кузнецы, портные и сапожники. В целом же Воскресенск оставался мещанско-купеческим городом. Жизнь которого во многом зависела от притока богомольцев, стекавшихся сюда со всех концов России. Город по-прежнему привлекал к себе, прежде всего богомольцев Нового Иерусалима. Но добраться даже из Москвы до Воскресенска было непросто. Использовались три пути: от станции Крюково Николаевской железной дороги (это дорога была очень скверной), через Звенигород и по Волоколамскому тракту. К началу XX в. Город оставался тихим и непромышленным, но с прокладкой Московско-Виндавской железной дороги ситуация резко изменилась. Сразу стала сказываться близость Воскресенска к первопрестольной.

Центром Воскресенска оставалась Торговая площадь. Здесь стояли здания Городской думы, мужского начального училища, торговых рядов. В праздники на площади устраивали ярмарки. Большая Крестовская улица получила имя от Крестовой (Елеонской) часовни на горе Елеон, она соединяла Дворянскую улицу с Торговой площадью. На ней стояли церковь Вознесения и женское начальное училище, где в начале 1880-х гг. работал Иван Павлович Чехов, брат писателя. Эти здания были разрушены в войну. Сейчас на их месте завод «Углемаш» и Дом культуры. За Вознесенской церковью находилась Вознесенская улица, от нее к реке шел Вознесенский переулок. Была улица Садовая, ныне улица Морозова. Часть нынешней улицы Ленина, что от площади до Платформы Истра, называлась Звенигородкой улицей. Еще были улицы: Московская (ныне улица 15 лет Комсомола), Волоколамская, Нагорная, Пушечная (иначе Пушечная гора).

Заказ обратного звонка

Обратная связь